RCC Group

(Russian)

Май 2021 | Выпуск "Химического журнала"

Май 2021 | Выпуск

(Russian) Чистый ноль – 2050

(Russian) Изложенная на 220 страницах концепция достижения климатической нейтральности к середине столетия озаглавлена «Net Zero by 2050» и представляет собой дорожную карту для изменения глобальной энергетической системы. Для предотвращения быстрого потепления на планете должны произойти революционные изменения: электроэнергию почти на 90 % будут производить из возобновляемых источников энергии (ВИЭ), оставшиеся 10 % в основном возьмет на себя ядерная энергетика. Автомобили будут ездить главным образом на электричестве, воздушный транспорт перейдет в основном на биологическое и синтетическое топливо. Мировая экономика к 2030 году вырастет примерно на 40 % относительно уровня 2021 года, однако будет потреблять на 7 % меньше энергии в абсолютном выражении, чем потребляет сейчас. Наибольшие сокращения в потреблении энергии связаны с повышением энергоэффективности, что позволит снижать объем энергопотребления на 4 % ежегодно до 2030 года. Это примерно в три раза превышает средний показатель, достигнутый за последние два десятилетия. Эмиссия метана снизится одновременно со снижением добычи ископаемого топлива примерно на 75 % в течение предстоящих десяти лет. Подавляющее число угольных электростанций будет отключено до 2030 года. Амбициозные цели потребуют кардинального переосмысления логистики товаров, передвижения людей, трудоустройства, организации досуга, всех типов взаимодействия и привычек, которые питают экономику. Резко сократятся пассажирские рейсы для коротких поездок, увеличатся объем пешеходной ходьбы и использование велосипедов, будут внедрены системы совместного использования и микромобильности, в частности общие велосипеды и скутеры, снижена скорость на дороге. В своей дорожной карте МЭА перечисляет свыше 400 промежуточных целей на пути к достижению нулевой эмиссии в 2050 году. >>>

(Russian) Сжигать нельзя переработать

(Russian) Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 года № 1657 принят первый в стране закон о «Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов». Закон вызвал острую дискуссию о методах обработки и, прежде всего, необходимости масштабного строительства мусоросжигающих заводов (МСЗ). Сторонники строительства утверждают, что практика сжигания отходов широко распространена в Европе, экономически обоснована и не вызывает нареканий с точки зрения экологической безопасности. Однако данные представления отстали от реальности примерно на 10 лет. Европейский союз прекратил финансирование строительства новых мусоросжигательных заводов и реализует политику последовательного сокращения числа имеющихся, ранее построенных заводов, ставя задачу снизить объем утилизации с получением энергии с нынешних примерно 30 % до 10 % от производимого ТБО. При этом оставшаяся часть мусора должна быть переработана физическими методами. Наиболее бедные страны Европы — Греция, Румыния, Кипр, Польша — страдают от переполненных полигонов и не знают другого способа справиться с мусором, кроме как сжечь его. Однако ужесточающееся европейское климатическое, экологическое законодательство и растущие штрафы вынуждают эти страны внедрять технологии сортировки и рециклинга ТБО вслед за более развитыми соседями. В то время как европейские страны отказываются от практики захоронения отходов (в Германии уровень захоронения менее 1 %) и динамично снижают объемы пиролиза, Россия отправляет на свалки до 95 % своих отходов и планирует наращивать сжигание. Явные противоречия с наметившимися мировыми трендами и — что более важно с практической точки зрения — активное сопротивление населения строительству новых мусоросжигательных заводов заморозили программу строительства десятков МСЗ, разработанную «Ростехом», но перспективы направления, тем не менее, не ясны. Довольно очевидно, что Россия, так же как, например, Польша, не сможет обеспечить выполнение высоких европейских стандартов по уровню улавливания диоксинов и фуранов в ходе газификации мусора. Нарекания вызывает также плановая себестоимость производства, которая кратно превышает капиталоемкость аналогичных предприятий в других странах. Наконец, отдельно стоящая группа аргументов связана с рисками, которые влечет за собой непринятие европейских стандартов в области экологического регулирования. Довольно ясно представлены намерения Евросоюза и других стран мира принудить к развитию государства с отсталой системой экологических стандартов — введением экономических ограничений, с помощью тарифной политики и даже наложением санкций. Германия в лице экспертов Okko-Institut делится передовыми решениями, неудачным опытом и достижениями в области управления отходами, предостерегая российских коллег от повторения допущенных европейцами ошибок. >>>