Иван Грачев: «Экспорт сырья — неотменяемый источник наполнения федерального бюджета»
Председатель комитета по энергетике Госдумы Иван Грачев в интервью «Химическому журналу» рассказал об энергетической политике правительства России, высказал прогнозы относительно возможностей глубокой переработки сырья в стране.
Татьяна Федяева
— В текущем году «Газпром» вынужден пересмотреть условия текущих контрактов с потребителями трубного газа, доходы компании упали. Аналитики сходятся во мнении, что утрата позиций российской компании на внешнем углеводородном рынке будет продолжаться. Известно, что больше половины продуктов из углеводородного сырья Россия импортирует. Не пора ли России задуматься о внутренней переработке нефти и газа?
Согласен. Если посмотреть на нашу экономику, то выяснится, что только 10 % от потребляемого тепла в России производится в результате сжигания газа. Оборудование газовых котельных изношено, громадные потери — в теплосетях (50 % от генерации до дома). В Европе 95 % тепловой энергии доставляется потребителю. По два триллиона рублей в год необходимо вкладывать в инфраструктуру — дома, трубы, обновление генерации. Сделать это только рыночными методами невозможно, иначе 30 трлн рублей, которые нужны на эти цели, просто сдерут с граждан. Это утопия. Даже если введут закон о банкротстве физических лиц, а такая идея есть, то все равно этих денег у населения нет.
— Это как лягушка в теплой воде в баке, под ней костер, вода становится все теплее, она сварится и не заметит. Нам с 1 июля повысили тарифы, и с 1 сентября. Никто не заметил вроде, а с 1 января еще повысят. А потом проснемся сваренными, вернее не проснемся.
Это история страны, ориентированной на экспорт сырья. Правящая бюрократия живет по инерции, они и дальше так будут двигаться. Необходимо, делая каждый шаг, бороться за правильные решения.
— По правилам вступления в ВТО Россия обязана в течение 7 лет поднять стоимость энергоносителей до уровня стран ВТО. Это так?
В договоре такой записи нет. Там есть запись о том, что поставщики, в том числе и «Газпром», должны с потребителей получать равную прибыль, с точностью до ставки. Это можно по-разному интерпретировать. Надо объяснять европейским потребителям, что это для них же плохо, цены вырастут, Россия станет им меньше поставлять, будем поставлять газ в Китай, им же хуже.
— В Болгарии литр бензина стоит 65 рублей. В России тоже цена на топливо так вырастет?
В Европе картинка сильно политизирована. Там наставили ветряков, солнечных батарей, и теперь платят за них. На эти доплаты, тратят столько же, сколько на поставки российского газа. Все делается из политических соображений, экономически это нецелесообразно.
— В России самые большие потери в теплосетях, часть которых перекладывается на плечи потребителей. Но сфера ЖКХ во многом финансируется из бюджета, получается, что эти потери покрывают и из бюджета тоже. Планирует ли ваш Комитет по энергетике инициировать федеральную программу, которая, например, запретит в ходе ремонтов укладывать чугунные и стальные трубы, теплопотери в которых значительно выше, чем в полимерных?
Комитет по энергетике констатирует, что исходная платформа реформы ЖКХ: все починить в условиях конкуренции — утопическая, таких денег у граждан нет. Следовательно, должна быть федеральная программа. Необходимо не увеличивать налоги на энергетические организации, а реализовывать федеральные целевые программы, в том числе и по обновлению инфраструктуры. Концепцию федеральной целевой программы комитет вносил еще в старое правительство. Нужно начать с бюджета, чтобы заложить в него, в том числе и средства на инфраструктуру. А увеличение налогов на энергетические компании автоматически приведет только к повышению цен. При этом не будет денег на ремонты, труба как была дырявая, так и останется.
— А где взять новый масштабный источник пополнения федерального бюджета, если не от экспорта сырья?
На данный момент негде. Экспорт сырья будет оставаться основным источником дохода бюджета, во всяком случае, в ближайшие пять лет. На данный момент их более чем достаточно. В 2010 году было 2 трлн рублей дополнительных средств, которые раскидали в основном по стабилизационным фондам под рассказы о кризисе. Эти деньги можно было вложить в инфраструктуру, науку и прочее, чтобы энергии тратилось в два раза меньше, чем сегодня. Внутренние затраты будут совершенно другие, конкурентоспособность совершенно иная, но нет — многие считают, что все украдут, макроэкономическая ситуация не позволяет, деньги надо откладывать. «Кудринизм» жив, бюджетное правило стало законом. Его основная мысль проста: гнать еще больше денег в стабилизационные фонды. Это линия российского правительства. Считаю, что надо вносить поправки в бюджет, чтобы вносить в стабилизационные фонды как можно меньше денег.
Биография
Иван Дмитриевич Грачев родился 19 февраля 1952 года в Якутске. В 1973 году окончил физический факультет Казанского государственного университета, затем аспирантуру КГУ. В 2010 году защитил докторскую диссертацию по эконофизике, став доктором экономических наук. С 1973 по 1993 год — инженер, младший, затем старший научный сотрудник, заведующий отделом Казанского научноисследовательского технологического и проектного института химикофотографической промышленности «Техфотопроект». Автор более 10 изобретений, за первое внедренное изобретение вручен нагрудный знак «Изобретатель СССР», имеет свыше 100 опубликованных научных работ. Политическую деятельность начал в 1990 году депутатом Верховного Совета Республики Татарстан. С 1993 года избирается в Государственную Думу РФ. Занимал должности заместителя председателя Комитета по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности, председателя Комиссии по развитию ипотечного кредитования, заместителя председателя Комитета по энергетике. В 2012 году депутатами Государственной Думы шестого созыва И. Д. Грачев избран председателем Комитета Государственной Думы по энергетике.